Краснодар, ул. Северная, 279, тел. 8 (861) 259 28 27

День рождения советского военачальника, маршала авиации, лётчика-аса, военного лётчика 1-го класса Александра Покрышкина (1913 год)

Александр Иванович Покрышкин ( 1913 - 1985) — легендарный лётчик-ас, трижды Герой Советского Союза), маршал авиации. Его полеты сопровождались паническими сообщениями фашистов: «Ахтунг, ахтунг, Покрышкин в воздухе». Мало кто знает, что признанный герой восходил на вершину заслуженной славы по неимоверно сложным путям. Его семья в 30-е годы подверглась репрессиям, отец покончил жизнь самоубийством, а завистники писали на него рапорты, пытаясь устранить со своего пути. Неизвестные факты биографии открылись спустя годы, после рассекречивания некоторых архивных документов.

Александр Покрышкин – сибиряк. Он родился в небольшой деревне под Новониколаевском (ныне Новосибирск) в простой семье бывшего крестьянина. Примечательно, что мальчик появился на свет в год стремительного взлета русской авиации: в августе в Киеве поручик Петр Нестеров закручивает первую в мире «мертвую петлю». Но тогда никто не мог предположить, какое будущее ждет простого крестьянского сына.

Отец и мать Александра - Иван Покрышкин и Ксения Мосунова родились в 1885 году в Вятской губернии. На исходе XIX века разразился голод из-за неурожая. Покрышкины и Мосуновы снялись с насиженных мест и отправились искать счастья в Сибирь. Поначалу попытались осесть в Томском уезде, но холодный климат и болотистая местность не позволила им заняться земледелием. В 1902 году семья Покрышкиных перебирается в стремительно растущий Новониколаевск. Юный Иван осваивает нужные для строящегося города профессии — каменщика, кровельщика, печника.

Потом – революция и тяжелые годы военного коммунизма. В середине 20-х годов в страну пришел НЭП. Ксения Степановна получила патент на право занятия галантерейной деятельностью, но мелкая торговля не давала серьезных средств к существованию.

К концу 20-х годов «частник» объявляется чуждым элементом и, несмотря на сомнительные успехи в предпринимательской деятельности, семья Покрышкиных попала «под каток». Посыпались несчастья. Умер старший сын, а остальные дети оказались под угрозой, так как лишение избирательных прав – серьезное наказание в те времена.

Из документов Госархива Новосибирской области явствует, что «И. П. Покрышкин, 44 лет, лишен избирательных прав за торговлю в 1924–26 гг. галантереей по патенту 1-го разряда с оборотом 3300 рублей».

Иван неоднократно писал заявления в краевую комиссию с просьбой восстановить справедливость: «Торговать мне приходится по отсутствию здоровья… занимаюсь кустарным ремеслом у себя дома без всякой наемной силы и помощников, на что имею справку от фининспектора… как торговлей, так и эксплуатацией не занимаюсь, социальное мое положение — инвалид 3-й группы, имею дом только для семьи, квартир не сдаю… детей 6 душ. Жена на моем иждивении, занимается по хозяйству…».

Ему отказывали раз за разом. Смерть старшего сына, постоянная нужда подкосили Ивана, и 15 декабря 1934 года он покончил жизнь самоубийством. Письмо из горсовета в райсовет гласит: «Покрышкин И. П. умер (повесился) 15 декабря 1934 года. Дело возвращаем на предмет исключения Покрышкина И. П. из списка лиц, лишенных избирательных прав…».

Впоследствии Александр Покрышкин тщательно скрывал судьбу своих родителей, чтобы его не лишили надежды стать летчиком как сына «лишенцев».

Покрышкин рос в неблагополучном районе, в ужасах послереволюционный лет своей мальчишеской жизнью. Он много читал, интересовался техникой. Ровесники прозвали его «Сашка-инженер» за необычные для их среды стремления. В своей книге «Познать себя в бою» Покрышкин пишет: «...двенадцатилетним мальчишкой я впервые увидел прилетевший агитсамолет. Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком».

Между тем в небе над Новосибирском самолеты постоянно совершали испытательные полеты и Александр, наблюдая за ними, все мечтал об авиации. Он стал посещать планерный кружок, и вскоре стал его руководителем. В 1932 году его послали как лучшего комсомольца на учебу в военно-авиационную школу в Пермь. Там его ждало разочарование - летное отделение в училище было закрыто, и его зачислили в отряд авиатехников.

Четыре года Покрышкин прослужил техником, но постоянно мечтал быть за штурвалом самолета. Он написал 44 рапорта командиру с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз получал отказ. Александр не сдавался и, готовя себя к профессии летчика, настойчиво учился, изучал историю полетов и военную историю, физиологию и начертательную геометрию.

В 1938 году, втайне от своего начальника, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на "отлично" сдал экзамен. Вскоре стал слушателем Качинской военной авиационной школы.

Летчики в те годы были элитой страны, и в училище шел строгий отбор. В 1939 году, практически перед окончанием, руководству стало известно, что Покрышкин - из семьи «лишенцев». Отличник Александр отделался тогда строгим выговором по комсомольской линии за сокрытие «социального прошлого родителей». Через год он с отличием окончил школу. Его мечта сбылась.

Лейтенант А. И. Покрышкин был распределён на должность лётчика в 55-й истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа.

Уже во время учебных полетов юный Покрышкин вел себя необычно. Он пилотировал самолет очень энергично и говорил: «Пусть слабаки стреляют на двести метров, а я буду стрелять на сто и меньше!». Конечно, это приводило к конфликтам, но сибиряки – народ упрямый, и Покрышкин гнул свою линию.

Началась война. 23 июня в небе Молдавии Покрышкин сбивает свой первый самолет, но…это был лёгкий бомбардировщик Су-2, то есть наш. Покрышкин принял его за вражеский по недоразумению . Его пилот выжил, но штурман был убит.

Спустя много лет, когда летчик И. И. Пстыго учился в Академии Генерального штаба, он рассказал об этом случае своим однокурсникам. В группе оказался «виновник торжества» - трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил Пстыго повторить рассказ. Тот пересказал снова.

«Это был я», — смущённо и расстроено заявил Покрышкин.

«Шутишь, Саша?»

«Да какое там „шутишь»! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…»

26 июня 1941 года Покрышкин одержал свою первую настоящую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109. 3 июля, уже имея несколько побед, он попадает под зенитный огонь над рекой Прут. Истребитель плашмя упал в лес. Когда Александр очнулся, понял, что сильно повреждена нога. С трудом выбрался из самолета, а потом четыре дня, опираясь на палку, пробирался к своим. К тому времени его уже считали погибшим.

В санчасти Александр начинает вести тетрадь «Тактика истребителей в бою». Уже осенью командир полка В. П. Иванов поручает именно ему вводить в строй молодых летчиков.

Покрышкин еще не раз участвовал в «пляске смерти» и был близок к гибели. Однажды пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредив плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок.

Несмотря на геройский послужной список, множество воздушных побед, в 1942 году у Покрышкина разразился скандал с новым командиром полка Н. В. Исаевым. Тот категорически не принимал тактику истребительной авиации, разработанную Покрышкиным. Исаева поддержали некоторые офицеры соседнего полка и однажды с ними произошел конфликт в столовой. Они сфабриковали дело против героя, и тот был снят с должности и исключён из партии. Дело рассматривал военный трибунал в Баку. За Покрышкина заступился комиссар полка, и это спасло боевого лётчика. Дело было прекращено, летчик-ас был восстановлен в партии и в должности.

1943 год стал «звёздным часом» Покрышкина — в этом году он сбил лично 38 самолётов врага. К концу 1943 года за Покрышкиным числится 53 самолёта противника.

Вскоре Покрышкин стал командиром гвардейского истребительного авиаполка. Новая должность не позволяла ему так же часто, как раньше, летать на боевые задания. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

Согласно официальной статистике, за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе.

Некоторые историки считают, что побед было меньше. Другие критикуют этих историков за предвзятость. Сам А. И. Покрышкин однажды в частной беседе с В. М. Молотовым сказал, что сбил около 90 самолётов противника, но искать подтверждение этих побед бессмысленно. Александр Иванович говорил, что эти не посчитанные самолёты всё равно пойдут в общий счёт Победы. Кроме того, Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолёты на счета подчинённых (в основном, ведомых), стимулируя таким образом летчиков на новые подвиги.

В ноябре 1949 года на центральной площади Новосибирска был открыт бронзовый бюст земляку - трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину. На открытие пришло пол-Новосибирска. Вся огромная площадь перед оперным театром была заполнена. Сначала выступали все местные начальники, потом слово взял герой торжества. Многим запомнились его слова: «За все, что я достиг в небе и на земле, огромная благодарность моим землякам. Родной Новосибирск дал мне путевку в небо».

Говорят, в момент, когда с памятника сдернули покрывало, небо вдруг прояснилось, выглянуло солнце, и ввысь взмыли десятки голубей. Так голубятники, зная, что Покрышкин неравнодушен к этой птице, приветствовали своего героя. Несколько обескураженный Александр Иванович не растерялся и залихватски засвистел...

Земляки не забыли своего героя, и в 2000 году именем маршала Покрышкина была названа новая станция Новосибирского метрополитена, есть улица маршала Покрышкина и площадь Покрышкина, аллея Покрышкина. Имя Александра Покрышкина носит самолёт МЧС России, его именем названа малая планета № 3348.


Вернуться к списку памятных дат


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Молодежные сайты Кубани