Воздушные бои над Кубанью
Нефть — кровь войны. Танки, самолеты, боевые корабли — все эти грозные боевые машины становятся без топлива простым металлом. К началу войны сибирская нефть еще не была открыта. В Бакинском нефтяном районе добывали более 70%, а в Грозненском и Майкопском — около 25% всего «черного золота» СССР. Потеря Кавказа означала бы поражение в войне.
В приказе от 21 августа 1941 года Гитлер подчеркнул, что до наступления зимы главным является отнюдь не взятие Москвы, а захват нефтеносных районов Кавказа. Выход в Закавказье предоставил бы возможность немецким подразделениям установить связь с армией Турции, дивизии которой уже стояли наготове вдоль границы с Советским Союзом.
Из всех амбициозных планов Гитлера на 41 год: захват Кавказа, Москвы, Ленинграда, — не был реализован ни один. Получив хлесткую оплеуху под Москвой, к плану захвата Кавказа Гитлер вернулся только весной 1942 года. Наступление на Кавказ немцы назвали красивым именем «Эдельвейс». Для выполнения задуманного, германское командование выделило группу армий «А» под руководством генерал-фельдмаршала Листа.
Началась операция 25 июля 1942 года, и эту же дату можно считать началом битвы за Кавказ, которая продлилась долгих 14 месяцев. Нанося врагу огромные потери, советские войска все же отступали. К концу осени обстановка стала меняться в нашу сторону. Наступательный ресурс врага иссяк, а разгром немцев под Сталинградом не давал возможность компенсировать потери. В декабре 42 года стало ясно — план «Эдельвейс» провалился.
А уже в январе 1943 года началась Северо-Кавказская наступательная операция. Немецкие войска отступали умело. На Таманском полуострове немцами была организована глубоко эшелонированная и укрепленная линия обороны, получившая название «Голубая Линия». Она протянулась от берега Азовского моря через реки, каналы и озера. Эти водные преграды укреплялись дотами и дзотами, осложняющими наступление советских войск. Коммуникации гитлеровских войск, проходившие через Керченский пролив, были уязвимы для авиации. Именно там весной-летом 43 года разгорелись самые масштабные воздушные бои Великой отечественной — сражения за господство в воздухе над Кубанским плацдармом, впоследствии названные «Воздушными боями над Кубанью 1943 года».
Обороне Таманского полуострова Гитлер придавал огромное значение. Сохраняя его, немецкое командование, с одной стороны, прикрывало Крым, а с другой — имело возможность возобновления отсюда наступательных операций на Кавказе. Одновременно затруднялись действия Черноморского флота. Не менее важен данный рубеж был с психологической и пропагандистской стороны. После Сталинграда потеря присутствия на Кавказе сильно ударила бы по боевому духу всей армии, а уровень сопротивления на оккупированных землях мог многократно возрасти.
Исход битвы за Тамань во многом решался господством в воздухе. Противник перебросил сюда основные силы четвертого воздушного флота, насчитывавшего более полутора тысяч самолетов, что составляло более половины всей немецкой авиации, действовавшей на Восточном фронте. Были присланы лучшие авиачасти, в том числе, третья истребительная эскадра «Удет», пятьдесят четвертая «Зеленое сердце» и пятьдесят первая «Мельдерс». Кроме того, сюда же были направлены лучшие мастера воздушного боя, которые летали на «Фокке-вульф-190» — лучших у немцев самолетах-истребителях того времени.
Обер-лейтенант люфтваффе (немецких ВВС) Облезер писал после войны: «По мере того, как шла война на востоке, русские пилоты набирались все больше опыта и самолеты у них стали первоклассными. Наши самолеты становились все тяжелее и тяжелее, а русские пошли по иному пути, строя самолеты со все лучшей скороподъемностью и маневренностью. Русские действительно создавали самолеты с отличной аэродинамикой».
В начале апреля немецкая авиация имела примерно 2-х кратное превосходство в численности, но к разгару воздушных боев был уже паритет.
Всего же на сравнительно небольшом участке фронта было сосредоточено более 2000 самолетов с обеих сторон. По сводкам видно насколько возросла активность авиации к середине апреля.
Первое массовое воздушное сражение произошло 17-24 апреля. В нем участвовало около 650 самолетов противника и 500 советских самолетов.
Безнаказанное господство немцев в воздухе осталось в прошлом. Наши части пополнялись молодыми талантливыми пилотами и новыми моделями самолетов, превосходящими по летным характеристикам немецкие. А бывалые ассы продолжали оттачивать свое мастерство и делиться опытом с начинающими летчиками.
Прославленный советский асс, первый — трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин, свою первую звезду Героя получил за бои над Кубанью. С января по апрель 1943 года
16-й гвардейский авиаполк находился в Иране, где получал новые самолеты Р-39 «Аэрокобра». В первом же бою на новом самолете А.И. Покрышкин сбил самолет противника. За период с 09.04.1943 по 18.04.1941 он лично сбил 5 самолетов противника. По совокупности побед с начала войны был представлен к званию Герой Советского Союза. И уже после представления с 21.04.1943 по 04.05.1943 пополнил свой боевой счет еще пятью победами. Из них: три самолета МЕ-109 и два Ю-87. И стоит сказать, что это только подтвержденные победы: основные бои летчикам приходилось вести над морем, где не было свидетелей побед.
Почти 2 месяца длилась битва за небо над Кубанью. Благодаря усилиям нашей авиации была подорвана мощь люфтваффе на советско-германском фронте. Интенсивное давление советских войск вынудило немецкое командование перенести осуществление крупных операций на других участках фронта.
Именно здесь, на Кубани, зарождались черты новой тактики и оперативного использования авиации в борьбе за господство в воздухе в боевых операциях. Этот неоценимый опыт был широко применен в дальнейшем на Курской дуге.