Краснодар, ул. Северная, 279, тел. 8 (861) 259 28 27

Новости

Новости

31 января - Памятная дата для жителей Белореченска, ведь 74 года назад район был полностью освобожден.

Поделиться эмоциями и вспомнить события, которые происходили в день освобождения Белореченского района от фашистов, мы попросили участников и свидетелей того зимнего 1943-го.

Василий БАУШНИКОВ, ветеран Великой Отечественной войны:


– Я хорошо помню те события. Мне шел 18-й год. Когда в родной хутор Большой Сидоров вошли красноармейцы, радости женщин, стариков и детей невозможно было передать! Хуторяне встречали их как родных! Солдаты были голодными. Не сговариваясь, хозяйки бежали домой и выносили оттуда кто кусок хлеба, кто молоко. А некоторые – теплую и ароматную кукурузную кашу. Каждый старался хоть чуть-чуть подкормить солдат. Потому что у большинства жителей на фронтах воевали родные и близкие. Через несколько дней после освобождения (8 февраля 1943 года) меня тоже призвали в армию. Поначалу я был минометчиком 235-го запасного армейского полка. Позже, после переформирования, попал в отдельную Приморскую армию. Освобождал Шаумян, Крымскую, Новороссийск, Анапу, Тамань, Керчь, Феодосию, Польшу, Восточную Пруссию. Дошел до самого логова фашистов – Берлина. И везде нас встречали как освободителей: тепло и радушно, с улыбками и слезами на глазах.


Ольга ДУБЕНКО, председатель Совета ветеранов Черниговского поселения:


– В январе 1943 года мне шел седьмой год. Всеобщую радость по поводу того, что немцев выгнали из станицы, хорошо запомнила. Мама моя, Анна Иосифовна Рудь, радовалась и плакала одновременно, так как похоронку в 1942 году на отца получила и надежды на его возвращение уже не было. Когда наши солдаты входили в станицу, измученные, в потрепанной форме, мама выносила им молоко в крынке, лепешками угощала, называла их «мои сыночки», жалела. Сына своего, моего брата, который воевал, вспоминала. Он погибнет в 1943 году. А я рядом у подола ее терлась. Помню, как потом в телегу тела убитых собирали и свозили их в общую могилу. У нас на «Красном поле» – между станицей Черниговской и поселком Молодежным – страшное побоище было, много наших полегло. Там теперь Поклонный крест установлен. Освобождение станицы, конечно, было праздником. Соседи ходили друг к другу в гости, чай пили с сахаром по этому поводу, делились радостью, вспоминали ушедших на фронт мужей, детей, верили и надеялись, что они вернутся живыми, как эти вот солдаты и офицеры, прогнавшие с белореченской земли фашистов.

Меланья ДРОНОВА, труженица тыла, жительница станицы Бжедуховской:

– В январе 1943 года мне исполнилось 25 лет. Я помню, как немцы отступали. Из станицы уходили они тихо. Садились на надувные лодки и плыли по Пшишу… 31 января в Бжедуховскую вошли наши войска. Мой отец (тогда ему 70 лет было) очень радовался и, чем мог, помогал красноармейцам: кормил, приглашал на ночлег. Любил он их по-отцовски. Помню, принесет в хату соломы, постелет на пол, солдаты лягут на нее и спят. Бывало, в нашей хате останавливались на ночлег до 20 человек. Одни переночуют – уйдут. Тут же придут другие… Вообще-то, во время оккупации немцев в Бжедуховской было мало, в основном словаки, румыны, австрийцы. Жестоких боев в нашей станице тоже не было. Да, враги зверствовали: насиловали, расстреливали… Даже председателя колхоза расстреляли. Поэтому во время оккупации бжедуховцы весь скот: овец, коров, баранов от фашистов в лесу прятали.


Вернуться к списку новостей


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Молодежные сайты Кубани