Краснодар, ул. Северная, 279, тел. 8 (861) 259 28 27

Новости

Новости

К местам падения самолетов нужно возвращаться — это неписанное правило работы по авиации. Каждый раз, вновь проводя работы на, казалось бы, уже исследованных  местах, можно снова и снова найти новые свидетельства катастрофы и установить обстоятельства гибели машины и судьбу экипажа, когда надежда на это почти потеряна.

Именно так получилось с историей самолета, обломки которого были обнаружены в 2006 году в Южной Озерейке (), в ходе экспедиции по подъему со дна моря одного из танков десанта, затонувшего в море при высадке в феврале 1943 года.
Помимо обломков двух танков М-3 Стюарт, на месте некогда бывшего моста моста были обнаружены фундаменты двух опор, для усиления которых немцами были использованы какие-то металлические конструкции сложной формы. Удалось установить их принадлежность к авиации, но тип самолета и его судьба определены не были.

В этом году, когда специалисты просматривали снимки, сделанные в 2006-ом, они смогли определить, что опоры моста принадлежали советскому бомбардировщику Дб-3Ф, он же Ил-4.
С помощью постоянно обновляющейся базы данных о потерях советской авиации в Битве за Кавказ, всего пара минут понадобилась, чтобы установить, что 24.08.1942 года в Южной Озерейке совершил вынужденную посадку советский бомбардировщик Ил-4 из состава 5 гвардейского минно-торпедного полка Черноморского флота.

Самолет был подбит «мессерами» при выполнении боевого задания по уничтожению скопления живой силы и техники противника в районе ст. Неберджаевская. Пилот, старший лейтенант Шапкин, попытался посадить повреждённую машину на вынужденную посадку, но это ему не удалось. При катастрофе самолета погибли трое из четырех членов экипажа. Вероятно, каким-то чудом спастись удалось лишь штурману, по крайней мере, ни в одном из доступных документов по учету безвозвратных потерь он не значится.
На местном кладбище Южной Озерейки, среди могил, есть одна, на которой в 2010 году установлен обелиск в память о летчике Бушуеве Иване Алексеевиче, погибшем при выполнении боевого задания 24.08.1942 года.
Двое других членов этого экипажа, так и числятся до сих пор пропавшими без вести. Можно только догадываться, почему на захоронении увековечили имя лишь одного из трех авиаторов.
Скорее всего, еще тогда, в августе 1942 года, на кладбище Южной Озрейки были захоронены тела всех трех членов экипажа, но в суматохе отступления их имена либо не сохранились, либо при катастрофе были настолько повреждены, что не были идентифицированы. Как показывает практика, очень часто, из всего экипажа, сразу после крушения удавалось установить имя именно воздушных стрелков, место которых в самолете находилось ближе к хвостовой части и менее других было подвержено внешним воздействиям при столкновении с землей, в отличии от пилота, штурмана и воздушного стрелка-радиста, располагавшихся в носовой остекленной части кабины самолета.
Теперь точно известны имена всего погибшего экипажа 5 гв. МТАП, не вернувшегося с боевого задания 24.08.1942 года:
Командир звена, старший лейтенант Шапкин Федор Иванович, 1916 г.р., уроженец г. Орехово-Зуево Московской обл., член ВКП(б), в РККА с 1937 года;
Воздушный стрелок-радист, младший сержант Щекин Виктор Александрович, 1918 г.р., уроженец г. Юрьев-Польский Ивановской обл., член ВЛКСМ, в РККА с 1939 года;
Воздушный стрелок, младший сержант Бушуев Иван Алексеевич, 1922 г.р., уроженец г. Херсон, член ВЛКСМ, в РККА с 1941 года.
Установить имя штурмана этого экипажа и его дальнейшую судьбу нам к сожалению не удалось. Зато удалось выяснить, что командир экипажа, старший лейтенант Шапкин, был награжден орденом Красного Знамени (Приказ Командующего Черноморским флотом от 29.01.1942 г. № 4. Как сказано в наградном листе, лейтенант Шапкин — бесстрашный летчик, который все свое умение и силу отдает на разгром врага. Он смел и настойчив в выполнении боевых заданий, чем воодушевляет своих боевых товарищей на полный разгром врага.

Наверное, таким он и остался в памяти своих боевых товарищей — бесстрашным защитником Отечества.
Благодаря помощи специалистов Александра Заблотского и Андрея Кузнецова удалось установить и имена немецких летчиков, участвовавших в воздушном бою 24.08.1942 года, происходившем в небе над ст. Неберджаевской в 16:30 по берлинскому времени. Ими оказались пилоты 6./ZG1, имевшие на вооружении тяжелые истребители Ме-110. Проанализировав поданные ими заявки о сбитых советских самолетах, с большой долей вероятности можно предположить, что Ил-4 ст. л-та Шапкина был сбит командиром 6./ZG1 лейтенантом Альбрехтом, а самолет капитана Бесова — унтерофицером Пфайффером. Никто из немецких летчиков не записал на свой счет самолет подполковника Токарева, из чего можно сделать вывод, что он был подбит огнем зенитной артиллерии, что подтверждается и воспоминаниями Василия Ивановича Минакова.

Но и это был еще не конец истории. Более детально изучив фото 10-летней давности, мы сумели разглядеть на них фрагменты еще одного самолета — советского истребителя И-16.

Вот такой же фрагмент самолета, найденного нами летом 2015 года на горе Папай:
И снова пришлось углубиться в изучение архивных документов и снова пришла на выручку наша база данных. В соответствии с документами, находящимися на хранении в Центрально военно-морском архиве, 04.02.1943 года при проведении разведки в районе Южная Озерейка — Глебовка был подбит, загорелся и упал в 1 км северо-восточнее Южная Озерейка самолет И-16 № Д-90 с мотором М-63 № 630759 из состава 62 ИАП ВВС ЧФ. Самолет сгорел, пилот лейтенант Наумов Константин Иванович числится пропавшим без вести.

Вот так причудливым образом переплелись цель экспедиции 2006 года по подъему со дна моря танка десанта, высадившегося на этот берег утром 4 февраля 1943 года и случайная находка обломков истребителя И-16, сбитого в этот же день.

Что же касается личности лейтенанта Наумова, то это был совершенно отчаянный человек. Приказом командующего Черноморским флотом от 14.08.1942 года № 51с он был награжден орденом Красного Знамени. Как следует из наградного листа, 16 марта 1942 года при штурмовки аэродрома противника в Мариуполе, в самолет тогда еще младшего лейтенанта Наумова попал зенитный снаряд, осколками вырвало элерон и повредило мотор, который заглох. Остальные участники боя наблюдали как отважный летчик направил свою поврежденную машину в стоящую на аэродроме группу немецких самолетов Ме-110. Когда до столкновения оставались считанные секунды, мотор завелся. Буквально в 5 метрах от земли Наумов совершил маневр, избежал столкновения и привел свою едва управляемую машину на аэродром базирования.

Высокой правительственной награды мл. л-т Наумов был удостоен за этот подвиг и еще более 50 боевых вылетов на штурмовку и разведку войск противника, в ходе которых он уничтожил лично 28 автомашин, 11 повозок и до роты солдат и офицеров.
Имя лейтенанта Наумова увековечено на воинском мемориале села Глебовское.

Январь 2016 года, Евгений Порфирьев


Вернуться к списку новостей


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Молодежные сайты Кубани